Иммунитет – сложный биологический механизм, отвечающий за защиту организма от любых «чужаков», как внешних, так и внутренних: микробов, паразитов, опухолевых клеток и других. Их называют антигенами, а иммунные белки, вырабатываемые организмом против них, – антителами.
Иммунная система все время сканирует тело на присутствие различных антигенов. При обнаружении угрозы активируются специальные «протоколы безопасности» для нейтрализации возбудителей инфекций и прочих угроз.
Иммунитет детей отличается от защитной системы взрослых, поскольку он еще находится в процессе активного развития1. В первые месяцы после рождения малыш защищен иммунными белками, которые он получил от матери через плаценту и грудное молоко. Но постепенно материнская защита слабеет, и ребенок начинает самостоятельно формировать свой иммунитет. Организм сталкивается с множеством новых микроорганизмов, иммунная система учится распознавать чужеродных агентов и бороться с ними.
В раннем возрасте дети наиболее подвержены инфекционным заболеваниям поскольку их иммунитет еще формируется. С взрослением иммунитет постепенно укрепляется, вырабатывая специфические антитела в ответ на перенесенные инфекции и прививки.
Виды иммунитета
Иммунный ответ реализуют антитела, плавающие в биологических жидкостях в поиске антигенов, и иммунные клетки, непосредственно уничтожающие отмеченные антителами опасные объекты.
Для обозначения иммунитета, связанного с растворенными в биожидкостях защитными молекулами, используется термин «гуморальный», происходящий от слова «humor», то есть «жидкость». Гуморальное и клеточное звено иммунитета работают в тесной связи, обеспечивая комплексную защиту.
Кроме гуморального и клеточного, выделяют еще два ключевых вида иммунитета: врожденный возникает с рождения, а адаптивный или, как его называли раньше – приобретенный, появляется с течением времени, благодаря контактам с окружающей средой и вакцинации.
Иммунитет также бывает естественный и искусственный. Важная особенность естественного иммунитета – это то, что он включает в себя не только врожденный иммунитет, но и те защитные силы, которые организм приобретает после перенесенной болезни. Искусственный иммунитет формируется с помощью вакцин.
Врожденный иммунитет
Этот вид иммунитета передается по наследству от родителей и сразу присутствует у новорожденного. Он работает как «первая помощь» при встрече с патогенами, обеспечивая быструю, но неспецифическую реакцию на потенциальные угрозы. Подобный вид иммунитета борется со всеми чужаками без разбора.
Врожденная защита включает в себя:
- барьеры, такие как кожа и слизистые оболочки;
- жидкости организма с бактерицидными свойствами, например, слюна и слезная жидкость;
- клетки и биологически активные молекулы.
Например, при попадании вирусов в организм в действие вступают фагоциты – клетки, которые «поедают» вредные микроорганизмы. В неспецифической реакции участвуют также интерфероны – белки, подавляющие активность вирусов.
Врожденный иммунитет не требует предварительного знакомства с опасными агентами и работает одинаково против всех патогенов. При этом неспецифическая иммунная реакция не «запоминает» антигены и при повторном контакте с ними будет действовать так же, как и в первый раз.
Приобретенный иммунитет
Этот вид специфичен к определенным чужеродным агентам и способен «запоминать» антигены, с которыми организм уже сталкивался, что позволяет быстрее и эффективнее бороться с ними при повторных встречах. В результате формируется целенаправленная и долговременная защита против конкретного патогена.
Специфический иммунный ответ осуществляется с помощью лимфоцитов – клеток, которые «узнают» и нейтрализуют чужеродные микроорганизмы, содержащие антигены.
Различают и другие варианты появления приобретенного иммунитета:
- активный иммунитет, приобретенный в результате прививки или после перенесенных инфекций;
- пассивный иммунитет, связанный с получением готовых антител извне, например, в составе лечебной сыворотки или с материнским молоком.
Приобретенный иммунитет является основой для вакцинации, которая позволяет организму «запомнить» возбудителя инфекции. Кратко говоря, вакцина – тренировка для иммунной системы. В вакцину входят ослабленные или убитые микробы, а иногда только отдельные антигены, которые не способны вызвать заболевание.
Критические периоды развития иммунной системы у детей
На каждом этапе детства организм сталкивается с новыми вызовами, обучаясь бороться с внешними патогенными факторами. Причем формирование иммунитета происходит не равномерно, а с несколькими скачками усиленного развития, которые называются критическими периодами.
Критические периоды развития – это моменты, когда защитная система организма ребенка наиболее уязвима и нуждается в особой поддержке. Важно понимать, что кризисы – естественные периоды формирования иммунитета.
Рассмотрим подробно каждый из них и его значение.
Первый критический период
Происходит от момента рождения в течение первого месяца жизни. В это время младенец переходит от внутриутробного существования, где он был защищен антителами матери, к жизни во внешнем мире.
В течение первых недель жизни иммунная система практически не вырабатывает собственных антител, что делает детский организм зависимым от материнских защитных белков, полученных с грудным молоком. В этот период очень важно минимизировать контакт новорожденного с патогенами. Малыши обычно заболевают, если попадают в тесный семейный контакт с больными, причем чаще всего источником возбудителя инфекции является мать2.
Второй критический период
Срок формирования работающего иммунитета у новорожденных – около 6 месяцев. Второй критический период развития наступает до этого момента – в возрасте от 4 до 6 месяцев. В это время концентрация материнских антител, полученных через плаценту и грудное молоко, снижается. У ребенка начинают вырабатываться антитела и формироваться собственный иммунитет, но он еще недостаточно активен. Иммунный ответ на проникновение инфекции развивается, но память о возбудителе не сохраняется.
Третий критический период
Третий кризис наступает на втором году жизни. Ребенок начинает больше контактировать с окружающим миром: посещает детский сад, играет с другими детьми, что увеличивает риск знакомства с новыми микробами. Иммунитет уже способен реагировать на большинство угроз, начинает формировать «память» о перенесенных инфекциях, но иммунный ответ еще недостаточно эффективен.
Это время считается стадией активного «тренинга». Простыми словами: защитная система изучает внешний мир и накапливает уникальный опыт. Родителям важно понимать, что кажущиеся частыми простудные заболевания на этом этапе – нормальная часть развития иммунитета. Ребенок может болеть ими в норме до 8 раз в год.
Четвертый критический период
Данный этап наступает в возрасте от 4 до 6 лет и связан с резким увеличением социальной активности. В это время происходит серьезное укрепление иммунитета, ребенок становится менее восприимчивым к инфекционным возбудителям.
Средняя концентрация основных типов антител в крови такая же, как у взрослых, но уровень защитных белков, отвечающих за местный иммунитет, еще не достигает необходимых значений.
Пятый критический период
Последний кризис развивается в период полового созревания, примерно в возрасте 12–15 лет. Гормональные изменения в организме подростка способны временно ухудшить иммунную защиту. На фоне повышения выработки половых гормонов уменьшается объем лимфоидных органов, в которых появляются и созревают иммунные клетки.
Подросток в этом возрасте становится более независимым, и родители должны уделять особое внимание формированию здоровых привычек, таких как правильное питание, регулярная физическая активность и т. п.
Как поддержать иммунитет ребенка
Наиболее эффективной поддержкой иммунитета в противостоянии инфекциям является специфическая профилактика – своевременно проведенная вакцинация3. В Национальном календаре профилактических прививок указано, когда и от какой болезни вакцинироваться. В него входит перечень прививок от опасных инфекций, способных существенно отразиться на здоровье малыша. Поэтому не стоит игнорировать данные рекомендации.
Поскольку введение вакцины направлено на создание иммунитета за счет стимулирования выработки иммунными клетками определенных антител, даже если ребенок заболеет инфекцией, от которой получил прививку, недуг с большей вероятностью, чем без вакцинации, будет протекать в легкой форме.
Также для укрепления иммунитета малыша могут использоваться специальные средства. Например, Анаферон детский. Это противовирусное лекарство широкого спектра для лечения и профилактики гриппа и других ОРВИ (острых респираторных вирусных инфекций).
Препарат имеет две формы выпуска: таблетки для рассасывания и капли для приема внутрь. Схема приема описана в инструкциях по применению.
Для профилактики ОРВИ назначают Анаферон детский в таблетках для рассасывания4. Препарат показан к применению начиная с одного месяца.
Если ребенок уже заболел вызванной вирусом простудой или гриппом, можно использовать Анаферон детский в таблетках для рассасывания и в каплях для приема внутрь4,5. У него приятный сладковатый вкус, поэтому детям удобно его принимать.
Анаферон детский работает через активацию интерферонов – защитных белков, необходимых для борьбы с вирусной угрозой. Они помогают иммунной системе быстрее реагировать на вирусные инфекции и способны сократить длительность болезни.
Также укреплению детского иммунитета способствуют простые, но действенные меры:
- сбалансированное питание с достаточным количеством белка, витаминов и минералов;
- физическая активность, стимулирующая защиту организма и улучшающая кровообращение;
- прогулки на свежем воздухе и на солнышке;
- гигиена, включая мытье рук с мылом перед едой и после прогулок;
- увлажнение воздуха, особенно при работающем отоплении;
- положительные эмоции, минимум стресса, здоровый сон и полноценный отдых.
Список литературы
- Колосова Н.Г. Возможности противовирусной терапии респираторных инфекций у детей. РМЖ. 2015. URL: https://www.rmj.ru/articles/obshchie-stati/Vozmoghnosti_protivovirusnoy_terapii_respiratornyh_infekciy_u_detey/ (дата обращения: 08.09.2024).
- Усенко Д.В., Горелова Е.А., Каннер Е.В. Рациональный подход к терапии ОРВИ и гриппа в клинической практике врача-педиатра. РМЖ. 2015. URL: https://www.rmj.ru/articles/pediatriya/Racionalynyy_podhod_k_terapii_ORVI_i_grippa_v_klinicheskoy_praktike_vracha-pediatra/ (дата обращения: 06.09.2024).
- Никитина Л.В. Лечение ОРВИ у детей. Лечащий врач. 2018. URL: https://www.lvrach.ru/2018/06/15436995 (дата обращения 31.08.2024).
- Инструкция по применению АнаферонⓇ детский (таблетки для рассасывания). URL:https://anaferon.ru/det/instruction/ (дата обращения 07.09.2024).
- Инструкция по применению АнаферонⓇ детский (капли для приема внутрь). URL:https://anaferon.ru/det/instruction_k/ (дата обращения 07.09.2024).